История развития системы дополнительного образования детей и подростков в России

Страница 8

К началу сороковых годов система внешкольных учреждений для детей была в целом сформирована. Основу её составляли дворцы и дома пионеров, первые из которых были открыты в нескольких районах Москвы в 1923-1924 годах. В начале 1936 года был открыт Московский городской дом пионеров и октябрят. К 1940 году в столице существовали также городской Дом юных натуралистов, городская Детская экскурсионно-туристическая станция, детский театр теней, театр кукол, клубы юных автомобилистов и юных моряков. Кроме того, в районном подчинении в конце 1930-х годов насчитывалось 12 районных домов пионеров, 23 детских парка, 32 спортивные школы, 4 станции юных натуралистов, 8 детских экскурсионно-туристических станций и 17 станций юных техников. К 1939 году в Москве работало уже 13 домов пионеров, 8 домов художественной самодеятельности, 12 технических станций, 29 детских парков, 26 музыкальных школ, 7 детских театров, 13 детских кинотеатров, 585 детских уголков по месту жительства, стадион "Юных пионеров".

Великая отечественная война несколько притормозила развитие внешкольных учреждений. Часть из них, попавшая в зону военных действий была разрушена, на оккупированных территориях запрещалась деятельность не только детских идеологических организаций, но и кружковая работа с детьми. В тыловых регионах работа внешкольных учреждений в целом не прекращалась, хотя в помещениях некоторых из них размещались госпитали и штабы воинских частей, а многие подростки работали на военных заводах. В этот период во внешкольной работе усиливается патриотическое направление. Помимо обычной кружковой работы проводятся различные патриотические и социально-значимые мероприятия (концерты в госпиталях для раненых, изготовление и отправка подарков фронтовикам, необходимые трудовые акции и т.д.). Кроме того, развиваются такие формы работы как агитбригады, политинформации, встречи с фронтовиками и т.д. Воспитанники внешкольных учреждений являются инициаторами и принимают участие в различных социально-значимых акциях: ребята собирали цветной металлолом, патефонные пластинки, подушки для госпиталей, шили воротнички, вязали перчатки, варежки. Однако и в этот период появлялись не только новые формы, но и новые учреждения. Так, в 1943 году в Новосибирске открывается городской Дворец пионеров и школьников, деятельность которого в новом качестве продолжается и поныне.

В послевоенный период были предприняты серьезные усилия по восстановлению внешкольной системы. И в количественном отношении в пятидесятые годы число внешкольных учреждений даже увеличивается. Однако, в целом, так и не удалось вернуться к позитивному опыту предвоенных лет и внешкольные учреждения ""…сделали придатком школьного образования, лишив самостоятельности в выборе видов деятельности"21 и " ярко выраженная патриотическая направленность внешкольной работы в 40-е годы сменяется парадностью, преобладанием массовых форм, снижением роли индивидуальной работы по интересам во внешкольных учреждениях в 50-е гг.".

В послевоенный период формы и методы работы с детьми определялись задачами воспитания и перспектив развития школы. В этот период внешкольная работа становится предметом внимания органов народного образования всех уровней.

С пятидесятых годов начинается процесс упорядочения работы с кадрами, определения правового статуса педагогических работников и типов этих учреждений. Постановлением Совета Министров СССР "Об упорядочении сети, введении типовых штатов и установлении должностных окладов работникам внешкольных учреждений" (апрель 1952) была установлена единая номенклатура внешкольных учреждений, определено правовое положение их работников, намечены пути дальнейшего развития. Усиливается роль внешкольных учреждений как методических центров, укрепляются связи со школой и общественностью, педагогическими коллективами внешкольных учреждений, с наибольшей нагрузкой используется в воспитательной работе индивидуально-личностный подход, который органически дополняется и развитием самоуправления.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10


Читайте также:

Морально-этические аспекты в работе специалиста по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
В любом обществе действия и поступки людей должны отвечать требованиям соответствующих социальных законов. Функцию такого согласования выполняет мораль. Мораль или нравственность (лат. mores — нравы) — форма общественного сознания, в которой отражаются и закрепляются этические качества социальной д ...

Правовое воспитание
В широкую сферу нравственного воспитания трудных подростков включается и правовое воспитание. Таких учащихся особое значение имеет реализация принципа неотвратимости наказания. Ни один проступок учащегося не должен пройти мимо внимания педагогического и ученического коллектива. Проводить правовой в ...

Исследование проблемы слабовидения у школьников и его воздействия на организм
Ребенок с нарушением зрения-термин, касающийся как незрячих, так и слабовидящих. Незрячих делят на тотально слепых (Vis-0) и детей с остаточным зрением (Vis от 0 до 0, 04 с оптической коррекцией стеклами на лучшем глазу). Слабовидящие дети по состоянию зоитнльных функций разнообразны. Это обусловле ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru