История развития системы дополнительного образования детей и подростков в России

Страница 9

Конец 50 -х - начало 60-х годов ХХ столетия часто обозначают словом "оттепель". Относительная демократизация и гуманизация (в сравнении со сталинским режимом) коснулась различных сфер жизнедеятельности нашего общества. Существенно меняется формулировка социального заказа образовательно-воспитательным учреждениям. Вместо политизированного воспитания активного строителя коммунизма, предлагается воспитание гармонически развитой личности. Хотя в этой гармонии идеологическое воспитание по-прежнему остается преобладающем и охватывает как школьную, так и внешкольную сферы жизнедеятельности детей и подростков. В шестидесятые - начале семидесятых годов в педагогической теории и практике несколько усиливается внимание к организации воспитательного процесса по месту жительства. Появляются районные пионерские дружины и другие формы объединения детей во внешкольный период, которые, однако, носили экспериментальный характер и не получили широкого распространения. В это же время начинает бурно развиваться система подростковых клубов по месту жительства, которые становятся обязательным элементом социальной инфраструктуры жилых микрорайонов. Одно из предназначений подростковых клубов - сделать дополнительное образование ближе и доступнее для детей. Часто не имея достаточной материальной базы (помещений, оборудования), возглавляемые не педагогами (в лучшем случае - работниками культуры), подчиненные профсоюзным комитетам предприятий или жилищно-эксплутационным управлениям, подростковые клубы, тем не менее, положительно решали одну из важнейших социально-педагогических задач. Они организовывали свободное время подростков и молодежи, являясь реальной альтернативой неорганизованному досугу, приводящему зачастую к различным формам девиантного и деликвентного поведения. Клубы по месту жительства заслуженно пользовались любовью и уважением среди детей и взрослых. И не случайно в неформальной обстановке их называли дворовыми клубами. Само название демонстрировало их приближенность к конкретным потребителям услуг этой сферы системы внешкольной работы с детьми. Многие социальные инициативы, принявшие затем размеры общегосударственных акций, зарождались именно в подростковых клубах. К ним можно отнести, ставшие впоследствии широко известными соревнования на призы "Кожаный мяч" и "Золотая шайба", в которых первоначально принимали участие не профессионально занимающиеся футболом или хоккеем подростки, а воспитанники дворовых команд, создаваемых на базе клубов по месту жительства.

Достаточно интенсивно развиваются кружки технического творчества, туристско-краеведческие, эстетического направления, физкультурно-спортивные, природоведческие. Появляются и профильные клубы, научные общества учащихся, пионерские театры, ансамбли.

Претерпевают изменения методы работы с детьми. Руководители кружков и студий все шире начинают использовать проведение экспериментов, опытов, практических занятий. Для закрепления теоретических знаний и формирования познавательного интереса организуются экскурсии, походы, экспедиции. Все более активно воспитанники внешкольных учреждений привлекаются к научно-исследовательской деятельности через работу с научно-популярной и общественно-политической литературой, подготовку рефератов и докладов. Стремление к педагогически целесообразной организации досуга детей способствовало созданию множества клубов по интересам, детских площадок, комнат школьника по месту жительства, организации работы с детьми в разнообразных отрядах.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10


Читайте также:

Самостоятельная организация деятельности детей во второй половине дня
Вторую половину дня я начала с подъема детей с кроватей, мы сделали с детьми зарядку, дети умылись, затем начали одеваться, я расчесывала и заплетала девочек, назначила двоих детей дежурными, они под присмотром помощника воспитателя сервировали стол. После чего все дети сели кушать я и помощник вос ...

Имущество, хозяйственная и финансовая деятельность ДДТ
7.1 Имущество ДДТ составляют основные и оборотные средства, финансовые ресурсы, которые принадлежат ему на праве оперативного управления, закрепленные за ДДТ отделом имущественных отношений Бардымского муниципального района; 7.2 Источниками образования имущества ДДТ являются: • земля, здание ДДТ; • ...

Поведение детей в период адаптации
По характеру поведения при поступлении в детский сад детей, Теплюк С., делить условно на три группы. Первая группа. Большинство детей резко отрицательно и бурно выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, царапаются, кусаются, щиплют тех, кто оказывается рядом. Они то ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru