Неподготовленность ребенка к школе часто выявляется в ходе первых двух лет обучения, выражаясь в повышенной тревожности, страхах, перерастающих в школьные неврозы и, соответственно, в неуспеваемости.
Разработка программы обусловлена возрастными особенностями учащиеся и меняющиеся социально-педагогической ситуацией. Чтобы полноценно адаптироваться к новой ситуации, ребенку необходимо иметь достаточный уровень социальной и личностной зрелости, мыслительной сферы, произвольности, навыков общения. У ребенка, имеющего недостаточную ориентацию на новую систему социальных требований взрослых и сверстников, низкую учебную мотивацию испытывающего трудности в общении наблюдаются различные негативные эмоциональные переживания с высокой степенью вероятности развития дезадаптации. Для предупреждения и устранения явления школьной дезадаптации в сочетании с другими формами помощи и предлагается нами изложенная программа которая ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности с педагогом и сверстниками.
Цель программы: формирование готовности младших школьников к школьному обучению и оказание психолого-педагогической поддержки учащихся и их семей.
Задачи:
1)формировать психологический потенциал, обеспечивающий успешное продвижение ребенка в учебной деятельности: произвольность, овладение новой социальной ролью ученика, элементы внутреннего плана действия, адекватную самооценку, навыки регуляции поведения и самоконтроля;
2)формировать адекватное овладение социальной ролью ученика через организацию комплементарной деятельности (учебно-игровой);
3)осуществлять на занятиях индивидуальный личностно ориентированный подход к ребенку с целью создания благоприятных условий адаптации,
4) развивать коммуникативные умения необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками.
5)Адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыка уверенного поведения;
Этапы реализации программы
Программа рассчитана на часов (3 месяца), на каждое занятие отводиться 1 час.
Предварительный этап включает фронтальную диагностику учащихся 2 класса на психологическую готовность к школьному обучению, а также углубленную индивидуальную диагностику причин педагогической запущенности некоторых учащихся, а также комплектацию групп для предстоящей развивающей работы.
Основной этап включает проведение развивающих занятий с детьми 1 раза в неделю, а работу с родителями в форме индивидуальных бесед, родительского собрания, лекториев, через посещения семей их обследования и консультирования по данным проблемам.
Этапы каждого занятия:
1.«Приветствие» психотехнические игры на установление контакта, развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
2.«Думаю, пишу» письменные упражнения по развитию навыков учебной деятельности (произвольности действий, умения организовывать и контролировать свою двигательную активность, действовать в соответствии с указаниями взрослого и т.д.).
3.«Лесенка роста» развитие самооценки – каждый ребенок отмечает свое продвижение на занятиях.
4.Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали».
4.«Семейный портрет» отражает сложившиеся отношения в собственной семье, опирается на групповые взаимоотношения.
Заключительный этап включает повторную диагностику для отслеживания уровня педагогической запущенности.
Планируемые результаты работы: по результатам занятий дети должны преодолеть трудности в обучении и в умении принимать учебную задачу, поставленную взрослым, и действовать согласно заданному алгоритму, выполнять действия по образцу. Возможно, будет наблюдаться динамика психических процессов: внимания, памяти, мышления, будут преодолены трудности в обучении, в общении со сверстниками и взрослыми, дети овладеют новой социальной ролью ученика.
Таблица. Тематический план коррекционно развивающей программы «Путешествие в Стану Понимания»
№ |
мероприятия |
Форма работы |
ответственный |
1. |
Диагностика , анкетирование |
Анкета «Уровень школьной мотивации» (Н.Г. Лусканова), социометрия «Два домика», проективная методика: «Кинетический рисунок семьи» |
Психолог, социальный педагог. |
2. |
Занятия 1 Мы знакомимся |
Игры «Имена» «Дружба начинается с улыбки» «Запомни и найди» «Минутка», «Животные» «Энергический зевок», «Зеркала» |
Психолог Кл. руководитель, социальный педагог. |
3. |
Занятия 2 Мы общаемся |
«Здравствуй, я тебя помню», «Прямой и обратный счет», «кто летает», «Художник», «Придумай загадку», «Рисунок семьи», «Мне в тебе нравиться…, мне в себе нравится», «веселые ладошки» |
Психолог Кл. руководитель, социальный педагог |
4. |
Занятия 3 Мы любим себя |
«Я люблю себя за…», «Представь себе, у меня получилось», «Шапка для размышлений», «Портрет моего хорошего Я», «Комплимент», рефлексия «Лесенка роста». |
Психолог Кл. руководитель, социальный педагог |
5. |
Занятия 4 Мы все умеем. Мы – молодцы! |
«Каким я буду когда вырасту», «Гу-гу», «Я все могу!», «Сердце группы», «Лесенка роста», |
Психолог Кл. руководитель, социальный педагог |
6. |
Родительское собрание. Тема: Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали». |
Тест. «Какой вы воспитатель?» «Продолжи фразу». Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали». |
Психолог Кл. руководитель, социальный педагог |
7. |
Занятия5 «Семейный портрет» |
«Ассоциации», «Бип», «Зеркало», «Паровозик», свободное время. |
Психолог Кл. руководитель, социальный педагог |
7. |
Повторная диагностика |
Анкета «Уровень школьной мотивации» (Н.Г. Лусканова), социометрия «Два домика», проективная методика: «Кинетический рисунок семьи» |
Психолог, социальный педагог |
Читайте также:
Первичное восприятие сказки
Сказкотерапия как метод работы с учениками младшей школы Восприятие сказки - сложный процесс активного воссоздания образно-предметного и нравственно-смыслового содержания сказки, как особой литературно-художественной формы, способ освоения ребенком социальной действительности. Восприятие сказки, ка ...
Примеры ролевых игр
Игра “Коммивояжер” Дети всегда готовы играть и с нетерпением ждут объявления правил игры. Предлагаю им образовать фирмы, разбившись на группы по 3—4 человека. Все фирмы получают одно и тоже задание на программирование. Даже если учащиеся научились только составлять алгоритмы и записывать их на алго ...
Организационные педагогические основы развития одаренности детей
дошкольного возраста
В многочисленных книгах и статьях о развитии одаренности ребенка, публикуемых в последнее время содержится много самых разных методических задач, интересных заданий для развития творческого мышления, памяти, внимания и т.п. Но, как известно серьезный педагогический эффект не могут гарантировать отд ...