Реализация программы «Путешествие в Страну понимания» направленной на решение проблем педагогической запущенности детей младшего школьного возраста

Современное образование » Работа социального педагога с педагогически запущенными детьми младшего школьного возраста » Реализация программы «Путешествие в Страну понимания» направленной на решение проблем педагогической запущенности детей младшего школьного возраста

Страница 4

Неподготовленность ребенка к школе часто выявляется в ходе первых двух лет обучения, выражаясь в повышенной тревожности, страхах, перерастающих в школьные неврозы и, соответственно, в неуспеваемости.

Разработка программы обусловлена возрастными особенностями учащиеся и меняющиеся социально-педагогической ситуацией. Чтобы полноценно адаптироваться к новой ситуации, ребенку необходимо иметь достаточный уровень социальной и личностной зрелости, мыслительной сферы, произвольности, навыков общения. У ребенка, имеющего недостаточную ориентацию на новую систему социальных требований взрослых и сверстников, низкую учебную мотивацию испытывающего трудности в общении наблюдаются различные негативные эмоциональные переживания с высокой степенью вероятности развития дезадаптации. Для предупреждения и устранения явления школьной дезадаптации в сочетании с другими формами помощи и предлагается нами изложенная программа которая ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности с педагогом и сверстниками.

Цель программы: формирование готовности младших школьников к школьному обучению и оказание психолого-педагогической поддержки учащихся и их семей.

Задачи:

1)формировать психологический потенциал, обеспечивающий успешное продвижение ребенка в учебной деятельности: произвольность, овладение новой социальной ролью ученика, элементы внутреннего плана действия, адекватную самооценку, навыки регуляции поведения и самоконтроля;

2)формировать адекватное овладение социальной ролью ученика через организацию комплементарной деятельности (учебно-игровой);

3)осуществлять на занятиях индивидуальный личностно ориентированный подход к ребенку с целью создания благоприятных условий адаптации,

4) развивать коммуникативные умения необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками.

5)Адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыка уверенного поведения;

Этапы реализации программы

Программа рассчитана на часов (3 месяца), на каждое занятие отводиться 1 час.

Предварительный этап включает фронтальную диагностику учащихся 2 класса на психологическую готовность к школьному обучению, а также углубленную индивидуальную диагностику причин педагогической запущенности некоторых учащихся, а также комплектацию групп для предстоящей развивающей работы.

Основной этап включает проведение развивающих занятий с детьми 1 раза в неделю, а работу с родителями в форме индивидуальных бесед, родительского собрания, лекториев, через посещения семей их обследования и консультирования по данным проблемам.

Этапы каждого занятия:

1.«Приветствие» психотехнические игры на установление контакта, развитие внимания, памяти, мышления, воображения.

2.«Думаю, пишу» письменные упражнения по развитию навыков учебной деятельности (произвольности действий, умения организовывать и контролировать свою двигательную активность, действовать в соответствии с указаниями взрослого и т.д.).

3.«Лесенка роста» развитие самооценки – каждый ребенок отмечает свое продвижение на занятиях.

4.Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали».

4.«Семейный портрет» отражает сложившиеся отношения в собственной семье, опирается на групповые взаимоотношения.

Заключительный этап включает повторную диагностику для отслеживания уровня педагогической запущенности.

Планируемые результаты работы: по результатам занятий дети должны преодолеть трудности в обучении и в умении принимать учебную задачу, поставленную взрослым, и действовать согласно заданному алгоритму, выполнять действия по образцу. Возможно, будет наблюдаться динамика психических процессов: внимания, памяти, мышления, будут преодолены трудности в обучении, в общении со сверстниками и взрослыми, дети овладеют новой социальной ролью ученика.

Таблица. Тематический план коррекционно развивающей программы «Путешествие в Стану Понимания»

мероприятия

Форма работы

ответственный

1.

Диагностика , анкетирование

Анкета «Уровень школьной мотивации» (Н.Г. Лусканова), социометрия «Два домика», проективная методика: «Кинетический рисунок семьи»

Психолог, социальный педагог.

2.

Занятия 1

Мы знакомимся

Игры «Имена»

«Дружба начинается с улыбки»

«Запомни и найди»

«Минутка», «Животные»

«Энергический зевок», «Зеркала»

Психолог

Кл.

руководитель, социальный педагог.

3.

Занятия 2

Мы общаемся

«Здравствуй, я тебя помню», «Прямой и обратный счет», «кто летает», «Художник», «Придумай загадку», «Рисунок семьи», «Мне в тебе

нравиться…, мне в себе

нравится», «веселые ладошки»

Психолог

Кл.

руководитель, социальный педагог

4.

Занятия 3

Мы любим себя

«Я люблю себя за…», «Представь себе, у меня получилось», «Шапка для размышлений», «Портрет моего хорошего Я», «Комплимент», рефлексия «Лесенка роста».

Психолог

Кл.

руководитель, социальный педагог

5.

Занятия 4

Мы все умеем. Мы – молодцы!

«Каким я буду когда вырасту», «Гу-гу», «Я все могу!», «Сердце группы», «Лесенка роста»,

Психолог

Кл.

руководитель, социальный педагог

6.

Родительское собрание.

Тема: Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали».

Тест. «Какой вы воспитатель?»

«Продолжи фразу».

Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали».

Психолог

Кл.

руководитель, социальный педагог

7.

Занятия5

«Семейный портрет»

«Ассоциации», «Бип», «Зеркало», «Паровозик», свободное время.

Психолог

Кл.

руководитель, социальный педагог

7.

Повторная диагностика

Анкета «Уровень школьной мотивации» (Н.Г. Лусканова), социометрия «Два домика», проективная методика: «Кинетический рисунок семьи»

Психолог, социальный педагог

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Читайте также:

Проблемы речевого развития
Понятие развития речи выступает как в философско-психологическом, так и в научно-методическом значениях. Оно представляет собой постоянно протекающий в течение всей жизни человека процесс овладения речью и ее механизмами в непосредственной взаимосвязи с духовным становлением личности, обогащением е ...

Методические аспекты ознакомления детей дошкольного возраста с достопримечательностями родного края
Как было указано выше, патриотическое воспитание дошкольников и пробуждение у них любви к родному краю наиболее успешно осуществляются при комплексном подходе к решению этой проблемы (Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова). Невозможно говорить о воспитании любви к родному краю без сообщени ...

Психологические аспекты патриотизма как нравственного качества личности дошкольника
Воспитание патриотизма ребенка – важная психолого-педагогическая проблема. Её решение затрагивает деятельность всех образовательных институтов и является одним из возможных способов приобщения подрастающего поколения к духовным ценностям. Дошкольное детство уникально по своей природе и представляет ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru