Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
Учитель проверяет выразительное чтение басни.
2. Изучение нового материала.
Учитель читает басню (с. 136).
– Вам понравилась басня? Чем?
Объяснение значения слов.
Образ – изображение.
Кум – крёстный отец по отношению к родителям крестника и к крёстной матери.
Ужимки – неестественные телодвижения, гримасы.
Тоска – душевная тревога, соединённая с грустью, уныние.
Кривляка – человек, который кривляется, держит себя неестественно, ломается.
Сатира – остро и беспощадно обличающее, бичующее осмеяние.
Чтение басни детьми.
– Назовите героев басни.
– Чем Обезьяна из басни «Зеркало и Обезьяна» похожа на Мартышку из басни «Мартышка и Очки»?
– Что удивило Обезьяну, когда она смотрелась в зеркало?
– Понравилось ли Обезьяне ее отражение в зеркале? Узнали ли она себя в нем?
– Что говорила Обезьяна о своих приятельницах-кумушках? Прочитайте.
– Как Медведь отнёсся к поведению Обезьяны?
– Какой совет ей дал Медведь?
– Как вы понимаете этот совет?
– Почему Обезьяна не услышала этого совета?
– Найдите мораль этой басни.
– Какие строки стали пословицей?
– Сравните пословицу из басни Крылова «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться» и народную пословицу «Других не суди, на себя погляди».
– Прочитайте басню по ролям. Перед началом чтения на полях отметим слова автора и героев басни.
– Подготовьтесь к выразительному чтению этой басни. Какие слова, наиболее важные в смысловом отношении, вы бы выделили голосом? Подчеркните эти слова.
– Как вы прочитаете эту басню?
3. Итог урока.
– Что нового, интересного вы узнали на уроке?
– Что особенно понравилось?
– Что осталось непонятным?
4. Домашнее задание.
Выразительно читать басню.
Урок 4.
Тема урока: И.А. Крылов «Ворона и Лисица»
Цели урока:
Познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица».
Способствовать формированию осознанного чтения целыми словами.
Развивать речевые умения и творческие способности детей.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
Учитель проверяет выразительное чтение басни.
2. Изучение нового материала.
Учитель читает басню (стр. 137).
– Вам понравилась басня? Чем?
Объяснение значения слов.
Лесть – лицемерное, угодливое восхваление.
Гнусный – вызывающий отвращение.
Льстец – человек угодливый, лицемерный.
Взгромоздясь – взобралась с усилием, тяжело на что-нибудь высокое.
Пленил – привлечь внимание, привести в восторг.
Плутовка – мошенница, обманщица, хитрюга.
Вещунья – предсказательница.
Зоб – расширенная часть пищевода у птиц, где предварительно обрабатывается пища.
Дыханье сперло – сдавило, сжало.
Чтение басни детьми.
– Назовите героев басни.
– Почему Лисица остановилась под деревом?
– Что она придумала, чтобы выманить сыр?
– Перечитайте, как Лисица хвалила Ворону. Была ли эта похвала заслуженной? Почему?
– Прочитайте, как подействовали на Ворону льстивые речи Лисицы.
– Какой была Ворона?
– Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?
– Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? Как изображает Лисицу Крылов? Прочитайте слова, характеризующие Лисицу.
– Как разговаривает Лисица с Вороной? Найдите ласковые слова, с которыми Лисица обращается к Вороне. Например, «голубушка», «шейка». Как Крылов передает радость Вороны от льстивых слов Лисицы?
– Соответствуют ли льстивые слова намерениям Лисицы? Почему эта история случается с Вороной? Почему Лисице удалось достичь своей цели?
– Как баснописец относится к Вороне и Лисице:
с презрением
с завистью
с нежностью
с состраданием
с юмором
с восхищением?
Почему вы так думаете?
– Прочитайте басню по ролям. Перед началом чтения на полях отметим слова автора и героев басни.
– Подготовьтесь к выразительному чтению этой басни. Какие слова, наиболее важные в смысловом отношении, вы бы выделили голосом? Подчеркните эти слова.
– Как вы прочитаете эту басню?
3. Итог урока.
– Что нового, интересного вы узнали на уроке?
– Что особенно понравилось?
– Что осталось непонятным?
4. Домашнее задание.
Выучить басню наизусть.
2 КЛАСС
Урок по теме:
Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»
Цели урока:
1. Ознакомить с баснями Ивана Андреевича Крылова, с его биографией.
2. Учить отличать басню от других литературных жанров, находить главную мысль басни, мораль, подбирать пословицы и соотносить их с текстом, учить учащихся анализировать и делать выводы.
3. Развивать логическое мышление, творческие способности, память, внимание, речь.
4. Воспитывать интерес к чтению, трудолюбие, чувство взаимопомощи.
Читайте также:
Нравственное воспитание дошкольников
адаптация дошкольник воспитание нравственный Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Нравственные чувства наряду с эстетическими и интеллектуальными относятся к группе высших чувств. Чувства дет ...
Психолого-педагогические основы формирования
социального кругозора школьника в процессе изучения модуля «Информационные
ресурсы»
В подростковом и раннем юношеском возрасте человек стремится понять себя и найти свое место в обществе. Ценности, ориентации на будущее, социальные интересы, притязания – это личностные характеристики, обеспечивающие активность подростка в разных сферах жизнедеятельности, и они же выступают механиз ...
Компетенция ОПК-12
Компетенция ОПК-12 – это общепрофессиональная компетенция: «способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства». Под компетенцией ОПК-12 понимается способность и готовность выпускника фор ...