Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебники, выставка книг с баснями И.А.Крылова.
Ход урока
1. Организационный момент. (Проверка готовности к уроку, распределение детей на рабочие группы с осуществлением личностно-ориентированного подхода, психологический настрой)
Обозначьте свое настроение значком в таблице.
2. Речевая разминка.
Без работы хоть убей,
Жить не может муравей.
На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза.
Кто же это? Стрекоза.
(«жужжащее чтение, чтение с удивлением, с сердитой, с веселой интонацией, с ускорением, с замедлением, скороговоркой).
3. Стадия вызова.
а) работа с подсказкой
На доске иллюстрации к басням И.А. Крылова.
– По данным иллюстрациям определите ключевое слово.
– Это слово БАСНЯ.
Просмотр инсценировки басни заранее подготовленной детьми к данному уроку.
– Дети, посмотрите инсценировку и определите, над какой басней мы будем работать.
– Тема урока: Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». (С помощью подсказки дети сами определяют тему урока).
б) выдвижение целей урока
– Какие басни вы читали дома к уроку? Какие знали раньше?
– Подумайте, что вам уже известно о баснях и что бы вы еще хотели бы узнать? (Работа в группах)
Басня
главные герои
4. Стадия осмысления.
а) работа с текстом басни «Стрекоза и Муравей» Каждая группа читает вслух текст (по цепочке);
б) маркировка текста на полях – непонятно; ?; хочется узнать более подробно;
в) словарная работа;
г) работа в группах.
Первая группа
Из данных определений найти определение басни: Один из видов фольклора. Передает оценку определенного явления, события, человека. Обычно бывает краткой и выразительной. Пословица. Небольшое лирическое произведение, написанное в стихотворной форме. Стихотворение. Малая форма эпической литературы, в которой дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя. Кратковременность изображения событий, малое число действующих лиц. Рассказ. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания. Герои произведения напоминают нам людей, хотя обычно это условные звери. Понять читателю данное произведение помогает мораль – вывод автора, его оценка того, что он изобразил. Почти всегда состоит из двух частей: эпической (описательной) и нравоучительной. Басня. Один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. Сказка.
Вторая группа
Подготовка рассказа о русском баснописце И.А. Крылове. Краткое знакомство с его биографией (подготовка проводится на подготовленном учителем материале).
Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера, который до капитанского чина дослужился из рядовых. Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. А позже, семья Крыловых жила тогда в Твери, довелось ему тогда учиться «из милости». У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые их обучали разным наукам (русскому и французскому языкам, арифметике), и Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых. Когда Ивану Крылову было десять лет, умер его отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни других ценностей, только сундучок с книгами. Семья Крыловых и раньше была небогата, теперь лишилась последних средств к существованию. Одиннадцатилетнему Ване пришлось поступить на работу да потихоньку читать книги, которые остались после отца. Это были арабские сказки, произведения русских писателей, русские сказки, стихи. Позже, в 1782 году, семья – Крылов с матерью и младшим братом Лёвушкой – перебрались в Петербург. Здесь Иван продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором. Ему удалось выучить французский язык, а позже – итальянский и греческий. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, они были опубликованы и поставлены в театре. Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати в 1806 году, когда Крылову было уже 37 лет. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк». Но вы если прочтете это имя справа налево, сразу все поймете. Иван Андреевич прожил долгую жизнь, он умер на 70 году и написал более 200 басен.
Третья группа
Называют главных героев басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей», определяют черты характера главных героев.
Главные герои басни. Черты характера
Слова для справок: трудолюбивый, веселый, злой, добрый, справедливый, спокойный, ленивый, жадный, беспечный, отчаянный, несерьезный, бесшабашный, хитрый.
Устно доказать, почему так считаете.
Четвертая группа
– Какие пословицы лучше всего выражают главную мысль басни? Поспешишь… …потехе – час. Лето пролежишь… …людей насмешишь. Семь раз отмерь… …зимой с сумой побежишь. Много захочешь… …один – отрежь. Делу – время… …последнее потеряешь. (Собери пословицы – линиями соедини начало и конец – и найди нужную).
Читайте также:
Планы-конспекты уроков по разделу «Вязание на
спицах», 8 класс
План-конспект №1. Тема: “Изготовление детской шапочки”. Цели: Образовательная: познакомить учениц с разновидностями плотного вязания, начать выполнение детской шапочки. Воспитательная: воспитывать терпение, усидчивость, аккуратность. Развивающая: развивать эстетическое восприятие. Оборудование и ма ...
Комплексные системы воздействия при заикании у детей дошкольного возраста
Становлению современного комплексного подхода к преодолению заикания предшествовала разработка ряда различных методов и путей преодоления этого заболевания. Указание на необходимость комплексного воздействия и попытки его применения встречаются уже в трудах отечественных авторов – И. А. Сикорского ...
Расширение представлений о мире профессий и характере труда у старших
подростков в условиях межшкольного учебного комбината
Современная социально – экономическая ситуация, растущие информационные потоки и высокотехнологическое производство предъявляют к выпускникам общеобразовательных школ требования к наличию базового уровня образованности, наличию у них универсальных способов действий, ключевых компетенций, высоких ко ...