Способность дошкольного образования гибко реагировать на гражданский заказ через создание необходимого спектра образовательных услуг для дошкольников.
Гражданский заказ в сфере дошкольного образования формируется как интеграция различных позиций заинтересованных взрослых: родителей, медиков, педагогов, логопедов, психологов.
Для реализации данного требования необходимо:
· формирование гражданского заказа через информирование граждан о задачах дошкольного образования и спектре предоставляемых образовательных услуг;
· оформление гражданского заказа в ходе мониторинговых исследований разных типов, а также через участие в переговорных площадках;
· учет результатов мониторинговых исследований в проектировании сети образовательных учреждений для дошкольников.
В условиях каждого муниципалитета, каждого региона существуют специфические особенности конкретной демографической, кадровой, культурно-исторической и социально-экономической ситуации, и, соответственно, специфический запрос по отношению к дошкольному образованию. При этом ситуация осложняется тем, что самими родителями дошкольное образование понимается либо как необязательное ( и в этом смысле не очень результативное с точки зрения собственно образования, точнее – обучения, по восприятию родителей дошкольников), либо как подготовка к школьному образованию без учета специфики возраста, что препятствует полноценной формулировке гражданского заказа на образовательные услуги для дошкольников.
Это позволит спроектировать сеть дошкольного образования в соответствии с реальными общественными потребностями.
Построение гражданского заказа относительно образования предполагает поэтапное решение нескольких задач. Первая задача – информирование граждан о возможностях образования, о целях модернизации системы образования, о нововведениях. Дошкольное образование обладает большей мобильностью и большими возможностями в реагировании на запросы граждан относительно общего образования. Но для того, чтобы со стороны граждан эти запросы начали поступать (в перспективе такие запросы и оформление ожиданий – это гражданский заказ на дошкольное образование), первоначально необходимо открыть возможности для граждан высказывать свои ожидания и запросы (то есть предоставить «место», пространство для открытого обсуждения своих ожиданий от образования в переговорах с представителями образования), открыть спектр возможностей самой системы дошкольного образования, спектр услуг по обеспечению дошкольного образования (то есть предъявить те возможности дошкольного образования, вернее, образовательных программ, предъявить, ясно показать результаты). Обратная связь начинает выстраиваться с инициацией со стороны системы образования.
Вторая задача, которую необходимо решать, – задача исследования ожиданий граждан от системы дошкольного образования, изучение удовлетворенности качеством оказываемых услуг в области дошкольного образования. На основании проведенных информационных кампаний, исследований ожиданий граждан появляется возможность для выстраивания диалога между представителями системы образования и институтами гражданского сообщества. Построение диалога (в формате переговорных площадок, например) – третья, самая сложная, задача в области оформления гражданского заказа в отношении дошкольного образования.
Читайте также:
Пути реализации политехнического образования
школьников
В процессе претворения в жизнь политехнического принципа в обучении школьников решается большой круг проблем. Политехническое образование в школе является одной из важнейших составных частей учебно-воспитательного процесса. При изучении основ наук учащиеся должны ознакомиться в теории и на практике ...
Цель и задачи сенсорного воспитания
Сенсорное воспитание на занятиях является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и представлений детей. Обучая детей восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять д ...
Педагогическая запущенность детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая
проблема
Каждый школьный возраст предоставляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразные структуры личности ребенка на данном этапе его развития. «В процессе развития изменяются общие социальные условия, в которых раз ...