Как видно из таблицы 7 и рисунка 9, 27 % учащихся контрольного класса имеют высокий уровень сформированности познавательной самостоятельности, 54 % учащихся имеют средний уровень, 19 % учащихся имеют низкий уровень. В экспериментальном классе показатели значительно выше. Низкий уровень имеют 11 % учащихся. Средний уровень наблюдается у 39 % учащихся; 50 % учащихся имеют высокий уровень сформированности познавательной самостоятельности.
«Методика с конвертами» была проведена с целью выявления уровня познавательного интереса младших школьников через внеучебную деятельность.
Данная методика сочеталась с наблюдением, интервью и ответами школьника. Перед учениками было 5 конвертов на выбор, каждый конверт был определенного цвета, на конверте было его название и направление деятельности. В каждом конверте было по 3 вопроса, школьнику предлагалось выбрать любой вопрос, на который он хочет ответить. Выбор первого вопроса оценивался высоким уровнем, так как требовал от школьника грамотного, рассудительного, распространенного, четкого ответа. Ответ на второй вопрос оценивался средним уровнем, от школьника также требовался грамотный и четкий ответ, но вопрос содержал один конкретный вопрос, на который можно было ответить, не рассуждая, а сразу назвать конкретный ответ. Третий вопрос оценивался низким уровнем, так как ответ на данный вопрос не требовал от школьника особых усилий и знаний.
Школьникам были предложены конверты с вопросами конкретной направленности:
1 конверт « Праздник сказки » (А. П. Чехов «Каштанка»).
Направленность: познавательные и воспитательные дела.
Вопросы:
Почему ты выбрал этот конверт? Расскажи, как бы ты продолжил сказку «Каштанка».
Расскажи, что произошло с Каштанкой.
Почему произведение называется «Каштанка»?
2 конверт «Праздник рукоделия».
Направленность: нравственно – трудовая проблематика.
Вопросы:
Почему ты выбрал этот конверт? В каких сказках есть трудолюбивые герои? Приведи примеры.
Приведи примеры пословиц и поговорок о труде.
Чем ты любишь заниматься в свободное время от уроков?
3 конверт Праздник музыки «Где живут нотки».
Направленность: эстетические и воспитательные дела.
Вопросы:
Почему ты выбрал этот конверт? Какие произведения ты знаешь о музыке и музыкальных инструментах? Приведи примеры.
На чем играл каждый из бременских музыкантов?
На каких музыкальных инструментах ты умеешь играть?
4 конверт «Праздник леса».
Направленность: экологические и воспитательные дела.
Вопросы:
Почему ты выбрал этот конверт? Расскажи, как школьники могут спасти лес от вырубки?
Какое значение имеет лес для жизни человека?
Какие деревья растут возле вашей школы?
5 конверт «Пустой».
Направленность: отсутствие интереса, к какой – либо деятельности.
В этом конверте отсутствовали вопросы.
Результаты данной методики отражены в таблице 8 и на рисунке 10 (Рисунок 10).
Таблица 8. Уровень сформированности интереса младших школьников к внеучебной деятельности экспериментального и контрольного классов на контрольном этапе эксперимента
Уровень сформированности интереса к внеучебной деятельности |
3 «В» класс (Экспериментальный класс) |
3 «А» класс (Контрольный класс) | ||
Количество учеников |
% соотношение |
Количество учеников |
% соотношение | |
Высокий |
14 учеников |
54 % |
10 учеников |
39 % |
Средний |
12 учеников |
46 % |
14 учеников |
54 % |
Низкий |
- |
- |
2 ученика |
7 % |
Читайте также:
Опытное обучение лексическому аспекту английского языка на
основе семантико-синтаксического подхода в 7 классе и анализ его результатов
Опытное обучение (ОО) школьников средней ступени лексическому аспекту ИЯ проводилось в гимназии № 47 г. Уфа. Продолжительность ОО составила 2 недели. В нем приняли участие 14 человек, которые обучались по программе для средних общеобразовательных школ. Эксперимент проводился в несколько этапов: 1) ...
Педагогика в системе наук о человеке
Общекультурное и смысложизненное (мировоззренческое) самоопределение личности, а для педагога и профессиональное, предполагает ее ориентацию в глубинных пластах той части культуры человечества, которую составляет педагогика. Она имеет длительную историю, неотделимую от истории человечества. Свое на ...
Мультимедиа-технологии как предмет научного рассмотрения
Научное рассмотрение появившихся в прошлом столетии и распространяющихся по сей день новых информационных технологий и проблемы их практического применения в различных сферах, в том числе, в сфере образования, началось в конце XX века – вследствие, собственно, рождения этих технологий. Бурное распр ...