Организация работы межшкольного учебного комбината №4 г. Красноярска

Страница 3

Выбор специальности характеризуется многоступенчатостью. Уже к концу IX класса школьники должны сделать выбор между тремя социальными ориентациями: на общее образование, на профессиональное образование, непосредственно на работу. Кроме интересов, способностей и ценностных ориентаций, важную роль в принятии решения играет оценка своих объективных возможностей – материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и т.д. [13]

Выбор профессии предполагает наличие у школьника информации двоякого рода: о мире профессий в целом и возможностях и требованиях каждой из них; о себе самом, своих способностях и интересах. И той и другой информации старшеклассникам не хватает.

Выбор профессии и степень реализации жизненных планов старшеклассников сильно зависят от социальных условий, особенно от общеобразовательного уровня родителей. Чем выше уровень образования родителей, тем больше вероятности, что их дети собираются продолжать учёбу после школы и что эти планы будут реализованы. Следует отметить, что уровень реализации жизненных планов юношами значительно выше, чем девушками. [13]

Во время прохождения учащимися 9-х классов предпрофильной подготовки специалистами МУКа преследуется следующая цель: формирование внутренней готовности учащихся к осознанному и самостоятельному определению в выборе профессии, а также в построении индивидуальной образовательной траектории.

С целью подтверждения гипотезы, в течение 2008 – 2009 гг. было проведено исследование среди учащихся 9-х классов посещающих МУК №4 и проходящих предпрофильную подготовку.

Исследование состояло из 3-х частей:

1. Анкетирование учащихся до начала предпрофильной подготовки;

2. Предпрофильное обучение;

3. Анкетирование на выходе.

I

На базе МУК №4 были сформированы 3 группы из учащихся 9-х классов школ Советского района для прохождения предпрофильной подготовки.

Среди учащихся было проведено анкетирование (приложение 1), с целью раскрытия общей картины подготовленности учащихся к взрослой жизни и выявления направлений профориентационной работы.

Количество обследованных уч-ся: 64 человека.

1. С выбором профессии определилось лишь 40% человек, то есть больше половины учащихся не определилось с выбором профессии;

2. Представления о будущей профессии есть только у 45% ребят. Это подтверждает, что больше половины детей не совсем понимают, чем они будут заниматься в будущем;

3. Среди факторов, которыми руководствовались дети при выборе профессии, называется интерес и собственные способности (23%), велико влияние близких и знакомых на выбор профессии (39%) и уровень заработной платы (21%);

4. 52% учащихся считают, что связь профильного обучения с будущей профессией есть, и 13% учащихся собираются выбрать профиль исходя из будущей профессии.

5. Касаемо вопроса о внешнем влиянии на выбор профессии картина самая разнообразная: от самостоятельного выбора до «так сказала мама»;

6. Среди тех детей, которые определились с выбором профессии все знают в какое учебное заведение будут поступать, но не все знают какие требуются вступительные экзамены;

7. В основном ребята пишут, что школьных знаний для поступления не достаточно, поэтому они стараются определиться на какие-нибудь курсы или заниматься дополнительно (в том числе в МУК №4);

8. Больше половины детей (55%) сомневаются в своей готовности к взрослой жизни.

Также среди учащихся было проведено анкетирование (Приложение 2), с целью выявления основных факторов, влияющих на выбор профиля обучения.

Количество обследованных уч-ся: 68человек

44% - выбирают будущий профиль, ориентируясь на выбор сверстников, друзей;

23% - вообще не задумывались над выбором;

16 % - выбирают будущий профиль с учетом мнения родителей и учителей;

13% - выбирают будущий профиль, с учетом будущей профессии;

3% - выбирают будущий профиль с целью подготовки к экзаменам.

Исходя из анализа двух предыдущих анкет видно, что, во-первых, треть обследованных детей не задумывалась ни о выборе будущей профессии, ни о возможностях профильного обучения исходя из собственного выбора, что говорит о: низком проценте профессионального самоопределения. Во-вторых, почти половина учащихся при выборе профессии больше ориентируется на мнение родителей и сверстников. А так как практика показывает, что родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей, поэтому важным звеном в системе профориентации учащихся является работа с родителями.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Формирование экологического воспитания
Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь. Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе. Действительно - это составная часть такого воспитания, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. В формировании миро ...

Организация помощи российским студентам в Европе в 1920-1939 гг
Важнейшим аспектом деятельности системы российских эмигрантских студенческих обществ и союзов в 1920-1930-е годы являлось оказание многоаспектной помощи своим членам, а также и тем российским студентам, которые обращались к ним за разовой (в основном административной и правовой) поддержкой. Российс ...

Мультимедиа-технологии как предмет научного рассмотрения
Научное рассмотрение появившихся в прошлом столетии и распространяющихся по сей день новых информационных технологий и проблемы их практического применения в различных сферах, в том числе, в сфере образования, началось в конце XX века – вследствие, собственно, рождения этих технологий. Бурное распр ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru