Вместе с тем вопросы выбора профессии и определения путей образования представляют трудную задачу, как для самих учащихся, так и для их родителей. Советы последних часто не соответствуют реальным потребностям различных областей народного хозяйства в кадрах. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Желания родителей и профессиональные намерения школьников во многих случаях не совпадают. Все это вызывает необходимость организации специальной работы с родителями, направленной на оказание помощи семье в подготовке детей к труду и выбору профессии. При проведении профориентационной работы встает вопрос о престиже профессий среди самих родителей, который часто приобретает первостепенное значение. В задачи семьи также входит предупреждение случайного выбора профессии подростком, когда профессия выбирается без учета особенностей и способностей ребенка. Как известно, в случайном выборе профессии в значительной мере заложены причины текучести кадров на предприятиях из-за неудовлетворенности человека своей профессией и работой.
В связи с этим, было проведено анкетирование (Приложение 3) среди родителей, с целью выявления отношения родителей к профильному обучению и его влияния на будущую профессию учащегося:
· Знают, что такое профильное обучение – 90%
· Считают, что профильное обучение необходимо – 90%
· Понимают связь профильного обучения с будущей профессией – 72%
· Затрудняются назвать положительные стороны профильного обучения – 18%
· Видят положительные стороны профильного обучения в возможности глубже познать будущую профессию - 82%
· Не видят отличий между профильной и предпрофильной подготовкой – 71%
· Знают о праве выбора ребенка выбирать профиль, не только в своей школе – 77%
· Желают, чтобы ребенок проходил профильное обучение:
- в другом учебном заведении – 4%
- в своей школе – 45%
- не имеет значения – 18%
- в МУК №4 – 33%
II
Исходя из первой части исследования и выявленных проблем, следует определить цель и задачи предпрофильной подготовки.
Цель:
Выявление индивидуальных способностей, интересов, склонностей и формирование представлений о мире профессий и характере труда.
Задачи:
- Формирование общей готовности учащихся к самоопределению;
- Активизация проблемы выбора профессии;
- Выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, профессиональных первичных намерений;
- Уточнение соответствия выбранной профессии своим склонностям и особенностям;
- Расширение представлений учащихся о мире профессий и их особенностях;
- Информирование учащихся о профессиональных средних и высших учебных заведениях города Красноярска и рынке труда.
Основные направления работы:
1. Диагностика индивидуальных особенностей учащихся;
2. Групповое и индивидуальное консультирование учащихся по результатам диагностики;
3. Проведение профориентационных игр и тренингов;
4. Анкетирования родителей на предмет информированности о профильном обучении;
5. Организация и проведение родительского собрания.
По окончании работы предполагаются следующие результаты:
- Сформировать осознанные представления о мире труда и профессий у учащихся;
- Сформировать знания рынка образовательных услуг;
- Сформировать умение выбирать возможные пути профессионального образования;
- Сформировать умение составлять личный профессиональный план;
- Сформировать умение соотносить свои личные качества с требованиями, которые предъявляет профессия.
За время работы было проведено:
1. Тестирования, выявляющие индивидуальные особенности учеников:
· Диагностика межличностных отношений Т. Лири;
· Исследование познавательных интересов в связи с задачами профориентации;
· Карта самооценивания склонностей;
· Тесты на выявление типа акцентуаций (опросник Леонгарда-Шмишека, МПДО, ПДО);
· Оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе первичной профконсультации;
· «Опросник профессиональных склонностей» Л. Йовайши (модификация Г. Резапкиной);
· опросник «Профиль», в основе которого лежит «Карта интересов» А. Голомшток;
· опросник типа мышления учащихся (модиф. П. Ржичан);
· «Опросник профессиональных предпочтений» (методика Голанда);
· Самооценка и уровень притязаний;
Читайте также:
Художественное своеобразие басен И.А. Крылова
Детство Крылова прошло в Твери, в небогатой дворянской семье, в близком общении с народом. На веселых народных гуляньях мальчик вслушивался в острые словечки и шутки, смеялся над язвительными анекдотами о чиновниках-взяточниках, над историями о хитрых мужичках. Очень рано Крылов начал чиновничью сл ...
Расширение представлений о мире профессий и характере труда у старших
подростков в условиях межшкольного учебного комбината
Современная социально – экономическая ситуация, растущие информационные потоки и высокотехнологическое производство предъявляют к выпускникам общеобразовательных школ требования к наличию базового уровня образованности, наличию у них универсальных способов действий, ключевых компетенций, высоких ко ...
Практическая реализация
аспектов личностно – ориентированного обучения информатики
В настоящее время обучение информатике в общеобразовательных школах осуществляется в три этапа. Первый этап — пропедевтический, обязательным не является. На этом этапе происходит первое знакомство учащихся с компьютером, формируются элементы информационной культуры в процессе использования учебны ...