Организация помощи российским студентам в Европе в 1920-1939 гг

Современное образование » Организация помощи российским студентам в Европе в 1920-1939 гг

Страница 19

Несмотря на все трудности, в 1925 году из 164 членов СРС в Польше 80 являлись студентами различных варшавских ВУЗов. Есть данные "Докладной записки ." Союза русских студентов в Польше, согласно которым Союз состоит из 300 членов, 173 из них являются учащимися вузов. Из них: 14- в Политехникуме; 12- в Коммерческом институте; 2- в Сельскохозяйственной Академии; 2- в Академии Художеств; 143- в Университете (из них 10 медиков и 9 ветеринаров). К сожалению, в документ не датирован.

Благодаря поддержке правительства Чехословакии удалось оказать помощь тем студентам, которые оказались в наиболее трудных условиях (так, например, в Константинополе, где положение эмигрантов было очень неблагоприятным, набрали несколько групп студентов и направили их учиться в Чехословакию).

Это было сделано через Союз русских студентов в Константинополе, который начал действовать в 1921 году. Во избежание злоупотреблений в Константинополе была организованна особая комиссия, состоящая из приглашенных в Прагу русских профессоров и аспирантов. Она должна была проверять квалификацию претендентов. Те, кому повезло сохранить при себе какие-либо документы, подтверждающие, что они были студентами, были занесены в списки сразу. Но многие тысячи студентов желали ехать, и очень многие заявляли о потере документов. "Таких комиссия экзаменовала, но не по университетским курсам, а по предметам старших классов средних учебных заведений . Вопросы задавались, главным образом, по русской истории и литературе, по математике и по физике. Большинство претендентов выдержало испытания, но довольно многие обнаруживали полное невежество и отводились. Из имевших документы и выдержавших испытания формировались группы по сто человек и отправлялись в Прагу во-главе с одним из аспирантов - пишет в своих воспоминаниях историк С.1 . Пушкарев.

В 1922 г. окончили Пражский Политехнический Институт и стали инженерами двое русских студентов: В.В. Шрут - машиностроительное отделение, и К.К. Фиксель - химико-технологическое. Последний был оставлен ассистентом у проф. Мильбауэра. Это - были первые русские студенты, окончившие чешское высшее учебное заведение.

Журнал "Студенческие годы" сообщал, что в 1923 году "В Праге и Брно окончила Политехникум первая группа студентов, состоящих на иждивении Комитета по обеспечению образования русских студентов в Чехословакии. Окончили механическое отделение: Шевченко Феофан, Меланченко Иван, Никитин Павел, Ефанов Виктор, Барховский Ной, Сурин Алексей, Михов Иван; химическое отделение: Бачкарев Аркадий, Успенский Алексей, Секретев Захарий, Ведерников Николай, Давыдов Сергей, Белявский Евгений; архитектурное отделение: Троицкий Владимир; строительное отделение: Краевич Константин". Из числа окончивших семь человек получили рабочие места, а Белявский оставлен при Политехникуме для подготовки к докторскому званию.

Список желающих обучаться в чехословацких вузах на ноябрь 1926 включает 26 человек ( по документам БСС в Праге). В политехническом институте в Праге в 1921-1922 учебном году из 6860 студентов было 1113 русских.

Правление ОКСС уделяло много внимания вопросу учебы. Главное внимание уделялось устройству студентов в вузы.

10 выпускников Донского кадетского корпуса в Болгарии перешли чехословацкую границу, чтобы продолжить образование. Некоторые пришли из других мест. Всем были поставлены черные штемпеля, благодаря которым никакой помощи ни в одной организации нельзя получить. Таких "черноштампных" сначала было 18, потом все прибывало . Правление обращалось в Объединенный Комитет, к Представителю Донского атамана. Был устроен сбор средств со студентов, состоящих на иждивении. 9 человек удалось устроить на иждивение. Удалось приобрести поношенное, но еще пригодное обмундирование. Остается еще 17 человек, которым Правление изыскивает пропитание и деньги на расходы. Большую помощь оказал Представитель Донского Атамана СВ. Маракуев, выдавший за это время 7.485 крон. С большим трудом была создана, но успешно действовала касса взаимопомощи, "в настоящее время в ней более 3000 чешских крон".

Значительным влиянием в 1920-1930-е гг. российские студенческие эмигрантские организации пользовались в Югославии. При их содействии осенью 1920 года в Белградский университет поступили около 80 русских студентов, но уже весной 1920 их было около 200, а зимой 1922 года более 500. По данным на январь 1922 года в Университете в Загребе - около 250, в Любляне - до 100 и около 40 человек в Субботице. Итого зимой 1922 около 400 русских студентов обучались в ВУЗах Югославии.

Страницы: 14 15 16 17 18 19 20


Читайте также:

Современные информационные технологии в учебном процессе
Технология в переводе с греческого означает "искусство", мастерство, умение. Технология изменяет исходное состояние объекта. Впоследствии термин "технология" перешел в сферу обработки информации, в которой объектом является не материальный, а информационный продукт. Информационн ...

Понятия и значение сенсорного воспитания в развитии личности ребенка
Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах качествах предметов. Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит ...

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
Научная проблема изучения детей и подростков с ЗПР и коррекция их психического развития сравнительно молода: ей немногим более 30 лет. Несмотря на то, что разработка научных основ детской практической психологии требует от науки создания нескольких альтернативных, целостных, операционализированных ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru