Организация помощи российским студентам в Европе в 1920-1939 гг

Современное образование » Организация помощи российским студентам в Европе в 1920-1939 гг

Страница 8

Действительными членами первых двух Союзов состояли студенты, обучавшиеся в вузах Югославии, остальные являлись членами-соревнователями и пользовались полной, в пределах возможности, поддержкой Союзов. В СРС в Загребе действительными членами являются все лица, состоявшие студентами в российских вузах и удовлетворяющих параграфам "Нормального Устава".

Вторую группу составляли лица, не состоявшие студентами вузов Югославии, и, соответственно, не получавшие пособия от правительства. Поступить в вузы они не могли, т.к. прием новых русских стипендиатов был прекращен.

Совершенно особая группа - студенты, состоявшие в армии ген. Врангеля в дивизии ген. Барбовича. Они состояли на пограничной службе Югославии, получали военное довольствие и были разбросаны по глухим местечкам Албанской, Венгерской, Греческой и др. границ.

Любопытные описания жизни русских студентов в Югославии приводит журнал Союза русских студентов в Германии "Звено" : "Студенты "действительные", т.е., состоящие в высших учебных заведениях Югославии, устроены лучше: повышенная стипендия, возможность пользования общежитием, удешевленные обеды и ужины. Но, пока пройдут формальности перехода с "обычнаго" беженскаго состояния на "студенческое" (месяц!) - трудно . И происходит ряд случаев - они были бы забавны, если бы не были так грустны . В Белграде мостят улицы . Работают, почти исключительно русские. И, вот - в один прекрасный день -ни одного рабочего! Работа останавливается. Подрядчик не знает, что и думать . После обеда все, однако, приходят: оказывается в этот день начались лекции в Университете . Другой случай . Русский студент приходит в Университет . Швейцар подозрительно осматривает странно одетую фигуру - и кончает тем, что предлагает ей удалиться - Та Huje za тебе (не для тебя)! - внешность бедно, очень бедно и плохо одетого человека, в светре без рукавов, трижды латаной гимнастерке, грязных ботинках и порванной солдатской шинели, кажется ему, не может принадлежать студенту".

Как отмечалось в журнале "Студенческие годы" в 1925 г., главное ядро студенчества находилось на третьем и четвертом курсах, так что "в июле-октябре 1925 года Университет окончит около 50-60 студентов. В 1923-24 учебном году Университет окончили около 20 человек".

Положение выпускников вузов было сложным, так как по существующему законодательству иностранные подданные, к числу которых относились и русские беженцы, не пользовались всеми правами граждан Югославии. Выполняя одинаковую работу, они получали гораздо меньше. Даже такие высокие специалисты, как инженеры, агрономы, учителя и прочие были на положении поденных работников. И только во второй половине 1920-х гг. их перевели на положение чиновников, работающих по контракту.

В Германии до 1922 года работала "Русская делегация", которая полуофициально выполняла для русских эмигрантов консульские функции; Миссия Российского общества Красного Креста, Кредитная касса; кооператив "Русская колония"; Общество помощи русским гражданам в Берлине, основанное еще в 1916 году с целью оказания материальной помощи русским беженцам.

В Германии активно действовал Земско-городской комитет (ЗГК) (одно из отделений Всероссийского земско-городского комитета в Париже). Деятельность Русского студенческого союза и Российского общества Красного Креста (РОКК) опиралась на финансовую поддержку этого комитета. В свою очередь ЗГК в Германии получал финансовую помощь от Совещания Российских послов через РЗГК в Париже. Русский студенческий союз регулярно отправлял доклады о положении молодежи в Германии во Всероссийский земско-городской комитет в Париже, и копии этих докладов Главноуполномоченному Земгора в Германии. Союз российских студентов в Германии дает отчет о своей деятельности в "Краткой записке". В начале 1921 года материальное положение Союза было довольно затруднительным. Помощь оказывал только РКК, но он мог только выплачивать 25 стипендий по 200 марок ежемесячно и выдавать до 30 обеденных карточек.

СРС в Германии оказывал нуждающимся членам Союза финансовую помощь (субсидии по 100-300 марок, различные ссуды и т.д.). Иногда студентам выдавали одежду и другие предметы первой необходимости. Союз открыл дешевую студенческую столовую, в которой выдается свыше 6000 обедов в месяц. Более 3000 обедов в месяц предоставляется бесплатно. Эти сведения относятся к периоду с сентября 1920 по июль 1921. Постепенно добились освобождения студентов от двойной платы за обучение.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Читайте также:

Изобразительное искусство - основная составляющая эстетического воспитания дошкольников
Исследование особенностей восприятия детьми изобразительного искусства показало, что у детей уже в дошкольном возрасте проявляется интерес к различным видам и жанрам искусства, увлеченность рисованием, лепкой, аппликацией, развиваются познавательные потребности (как структурный компонент творческог ...

Нетрадиционные формы работы с родителями
Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными познавательными формами, такими как «КВН», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца», «Ток шоу», «Устный журнал». Такие формы построены по принципу телевизионных и развлекательных программ, игр, ...

Общая характеристика формирования интеллектуальной культуры личности
Потребности социально-экономического развития России должны обеспечиваться системой образования, так как образованность и интеллект, а также духовное здоровье человека, разносторонность его развития, широта кругозора, стремление к творчеству, умение решать нестандартные задачи обуславливают прогрес ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru