YMCA открыло спальный зал в аэропорту "Темпельгоф", содействовало организации библиотек с русскими книгами в Берлине, Дрездене, Халле и других германских городах.
В феврале 1921 года заключили контракт с хозяйкой ресторана "Штуттгартер Платц 20" об отпуске членам Союза дешевых обедов. В столовой обедало до 200 членов Союза ежедневно. Этой же столовой пользовались и другие русские организации. "Союз открыл дешевую студенческую столовую, в которой выдается свыше 1000 бесплатных обедов ежемесячно" (авг. 1920 - февр.1921). "За октябрь - декабрь у владелицы ресторана приобретены 13 555 обеденных карточек, и еще 4030 приобретены YMCA для раздачи стипендиатам (130 ст. по 31 карточке)"'10. Итого - 17 385 обедов. Из 13 555 обедов 9 000 продано YMCA для раздачи стипендиатам, около 900 - другим организациям для бесплатной раздачи. Членам Союза и гостям распродано 2 852, 539 раздали бесплатно, и 64 "взаймы".
Студенческие столовые - вообще отдельная тема. В известных воспоминаниях русского студента Георгия Федорова описывается типичная столовая №1 в Харбие (Константинополь): "Я стою на небольшом дворе, огороженном высокой, каменною стеною. Посреди две тентовых, зеленых палатки . От самых ворот до входа в палатки тянется длинная очередь . В очереди не меньше пятисот человек . Все бывшие военные . Сплошное желтое пятно защитного сукна на ярком фоне голубого неба юга . Посреди длинный стол и сбоку скамьи . В углу палатки нечто вроде полубуфета. На нем огромные никелированные чаны с дымящимся супом . Хорошенькая сестра милосердия, по всем признакам из "общества", раздает хлеб подходящим. После галлиполийского "брандахлыста" дымящийся в миске борщ с изрядным куском мяса кажется мне неземным блаженством".
Эта же столовая заменяла бездомным эмигрантам общежитие. "Полковник сказал мне, что ворота во двор столовой запирают в 6 часов вечера. Все "начальство" удаляется в пять, а служащие при столовой, держат нашу руку, бездомных бродяг, и не выгоняют на улицу". Однако, по свидетельству мемуариста, и это помещение не могло вместить всех бездомных: "Ночевать осталось человек пятьдесят или около того. У нас произошел целый бой за захват лавок. Мне пришлось сцепиться с каким-то рыжеволосым парнем".
Бесплатный обед можно было получить по особому талону. Впрочем, как пишет Г. Федоров, "Оказывается, не так уж страшно остаться без обеденных талонов. Ежедневно после шести часов, когда прекращаются обеды и уходит "начальство", повар и его помощники раздают остатки пищи "безбилетной братве". Правда, есть риск ничего не получить, - желающих поесть всегда очень много, а оставшейся пищи в котле мало, но все-таки, при известном напряжении мускульной энергии и расторопности, можно кое-что выудить .
Бытовая неустроенность сказывалась, как уже отмечалось выше, на состоянии здоровья эмигрантского студенчества, о чем свидетельствуют результаты медицинского осмотра, проведенного незадолго до конца первого семестра 1921-1922 учебного года: Здоровы только 25% студентов. Активный туберкулез обнаружен у 30 студентов (2%), инициальный у 150 (11%), и у 95 человек (7%). Желудочно-кишечные заболевания обнаружены у 75 человек (5%), малокровие - тоже 75 человек. [131] студент страдает болезнями глаз, т.е. 9%. Нервные расстройства обнаружены у 16% обследованных (230 человек). Дефекты зубов - 208 человек (15%), и 51 студент (4%) является инвалидом.
Журнал "Студенческие годы" констатирует ухудшение положения русских студентов в Германии. Например, из 600 учащихся в 1923 - 1924 году в новом 1925 учебном году к занятиям приступило около половины. Вседорожает, а помощь сокращается. Русский Красный крест выдавал 38 стипендий, а в этом году смог выдать только 9. Профессор Уиттимор, содержащий ранее 111 студентов, может помочь теперь только 9. Комитет помощи нуждающимся студентам при Русском Академическом Союзе в Германии оказывает помощь только на академические нужды, и то недостаточно. Положение не стало катастрофическим только благодаря поддержке прусских министерств Иностранных дел и Народного Просвещения и Германского Красного Креста.
По инициативе русского Национального Студенческого Союза в Германии в октябре 1923 года было созвано совещание российских студенческих организаций. Совещанием был принят проект создания Главного Хозяйственного Комитета русских студентов-эмигрантов и Комитета помощи нуждающимся студентам при Академическом Союзе. Деятельность ГКХ полностью оправдала ожидания. По его представлению прусское Министерство Народного Просвещения внесло плату за 76 студентов за летний семестр, примерно на 12 000 зол. марок. Кроме того, на экзамены, лаборатории и отчасти на индивидуальную помощь с 1 февраля по 15 ноября 1924 Г.Х.К. было распределено свыше 4000 зол. марок. По предварительным переговорам с Министерством можно ожидать и в новом семестре освобождения от платы Германский Красный Крест согласился помогать, через русский Красный Крест, 19 студентам-техникам, отпуская по 50 марок на человека ежемесячно, что составляет примерно половину прожиточного минимума. К сожалению, эта помощь не всегда выдается в срок, что уменьшает ее ценность. В июне ее не выдали вовсе, а в июле помощь выдали, но заявили о прекращении помощи до ноября (т.е. на время каникул). Из переговоров с представителями Г.К.К. не ясно, будут ли эти студенты пользоваться поддержкой в дальнейшем.
Читайте также:
Методы индивидуального подхода
Процесс формирования привычных форм поведения, черт личности отличается некоторым своеобразным в зависимости от типа нервной системы учащегося. Для мастера-воспитателя далеко не безразлично, имеет ли он дело с учеником, относящимся к возбудимому. Спокойному или слабому типу нервной системы: безудер ...
Опыт использования проектной
методики на уроках английского языка в 6 – 7 классах
Интеллектуальное развитие учащихся является одной из главных задач обучения иноязычной культуре в 6 -7 классах. Во всех компонентах УМК практически отсутствуют задания, ориентированные на механическое заучивание и воспроизведение материала. Учебный процесс строится как процесс решения постоянно усл ...
Развитие коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте
коммуникативный компетентность умение школьник Младший школьный возраст – это оптимальный период активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных и речевых умений, способов различения социальных ситуаций. Во-первых, с поступлением в шко ...